ФЭНДОМ

Коллохвиум — пока не входящая в циклы новелла, написанная Борисом Евстигнеевым. Изначально на украинском языке.

Аннотация Править

Если вы думаете, что вам нелегко учиться, то вы просто не знаете, что такое коллоквиум на Прикладной. Если вам не удалось списать на коллоквиуме по матану и получить нормлаьную оценку, то вы не знаете, что такое профессиональная учебная хитрость. А если вы филолог и думаете, что colloquium — это всего-навсего собеседование, то вы ещё никогда так не ошибались! Прочитайте эту новеллу — и все ваши трудности покажутся вам никчемными, если вы сами не прикладник!

Якщо ви думаєте, що вам нелегко вчитися, то ви просто не знаєте, що таке колоквіум на Прикладній. Якщо вам не вдалося списати на колоквіумі з матану і отримати нормальну оцінку, то ви не знаєте, що таке професіональна навчальна хитрість. А якщо ви філолог і вважаєте, що colloquium — це всього-навсього співбесіда, то ви ще ніколи так не помилялись! Прочитайте цю новелу — і всі ваші труднощі в навчанні здаватимуться вам нікчемними, якщо ви самі не прикладник!

Читать! Править

Сюжет Править

Сначала читателю рассказывается о том, что такое коллоквиум по матанализу на Прикладной математике: цель его сводится к тому, чтобы доказать профессору попавшуюся теорему. Сколь бы простым это ни казалось несведущему, на деле сие — огромная загвоздка.

Профессор-лектор Игорь Э-вич объявляет, что скоро будет коллоквиум, чему студенты аж никак не радуются. Сразу после лекции начинается бурное обсуждение — лентяи и те, кто не очень уверен в своих силах, собираются писать шпаргалки-«бомбы» (то есть, готовый «текст» нужных теорем). Впрочем, до приближения критического срока дальше планов это не заходит.

На последней перед коллоквиумом лекции Игорь Э-вич ставит всех в известность об изменённых «правилах игры»: поскольку аудитория для промежуточного экзамена выделена тесная, за десять минут необходимо суметь сформулировать свою теорему, продемонстрировать это, а аж тогда доказывать; иначе же придётся пойти вон. Студенты негодуют, ведь просто «бомбы» тепер вряд ли спасут, однако всё же студенческий ум на выдумки хитёр. Выходные у большинства учащихся проходят почти без сна, и в понедельник народ приходит на коллоквиум.

Вася, один из понадеявшихся на обманные манёвры, немного опаздывает и обнаруживает, что все удобные для списывания места заняты. Попытки «выкупить» подходящую парту проваливаются, и студент садится там, где приходится. Скоро заходит лектор и ещё один «препод», никем доселе не виданный, — Степан А-вич.

Василий формулирует теорему собственными силами и получает добро приступать к доказательству. Посмеиваясь над одногруппником, который «доказал» своё почти с самого начала и теперь, видимо, не сможет как следует объяснить ход мысли профессору, Вася сам попадает в такое положение, что вынужден поднять руку, мол, готов, едва лишь подменив листочек с писаниной.

Вскоре к Васе подходит Степан А-вич, начинает читать доказательство и по ходу задаёт вопросы. На третьем из них студент застряёт: не может объяснить, почему данная функция интегрируема. Преподаватель даёт время поразмыслить, и Вася находит ответ, как тут возникает новый ступор: почему другая функция дифференциируема? Долго думая, Василий решает, что это должно быть дописано в условие, но препод твердит, что это неверно. В конце концов, Васе ставят ноль из пятнадцати и отправляют не пересдачу.

Едва покинув аудиторию, студент находит эту теорему в конспекте и видит, что его «завалили». На возмущения Степан А-вич отвечает, что действительно, он его «завалил», потому как видел вынимание «бомбы». Не выгнал же сразу для того, чтобы дать шанс студенту хоть что-то запомнить.

Настаёт день пересдачи, где в качестве помощника лектора вместо незнакомого Степана А-вича уже присутствует всем знакомый Степан И-вич, что не может не радовать. Вася подготовился получше, но на всякий случай всё равно берёт «бомбы». Ему попадается тот же самый вариант, что и на первой попытке — студент помнит и понимает теорему, а потому с лёгкостью доказывает её. Профессор довольствуется, но вдруг замечает торчащие из Васиной сумки листочки и требует их показать. Это были «бомбы». Хорошая оценка «срывается с крючка», а Василия Игорь Э-вич сравнивает с сапёром, который ошибается дважды, и в первый раз — когда выбирает профессию.

Интересные факты Править

  • В основу новеллы заложены реальные события: коллоквиум, пережитый автором, — действительно очень сложная штука, которую с первой попытки сдаёт, в среднем, лишь треть учащихся.
  • Внимательный читатель заметит, что в названии произведения использована игра слов: вместо «Коллоквиум» написано «Коллохвиум».
  • Действия рассказа происходят во Львове — это становится ясно по звучащей в конце оригинала фразе-акрониму. В русском переводе такое сохранить не удалось.